Ленинградская Школа Живописи


СТАТЬИ




АНАТОМИЯ ИСКУССТВА, ИЛИ ЖИЗНЬ КАК ОНА ЕСТЬ



С. В. ИВАНОВ




2 Августа 2012 года исполнилось ровно 80 лет с того дня, когда на общем собрании ленинградских художников, состоявших ранее в различных союзах и обществах, был образован единый Ленинградский областной Союз советских художников и избрано его первое Правление во главе с К. С. Петровым-Водкиным.

О первых годах ЛОССХ документальных свидетельств мало. В войну и блокаду многие архивы были утеряны. Понятен поэтому интерес к любому оригинальному документу эпохи, восстанавливающему картину жизни ЛОССХ тех лет. Поскольку именно в предвоенные годы сложилась система отношений с партийными, советскими и хозяйственными органами, сохранявшаяся в основных чертах до конца 1980-х и обеспечивавшая успешное функционирование и развитие такого сложного организма, каким являлся ЛОСХ РСФСР.

Перед нами сухие цифры из бухгалтерских документов ЛОССХ и его издательства за 1935 и 1936 годы. Согласно инвентарной ведомости, прилагаемой к Годовому балансу ЛОССХ за 1936 год, в библиотеке Союза художников (ранее библиотека Общества поощрения художеств) на начало 1937 года значилось 5349 книг общей балансовой стоимостью 17 тыс. руб., а также 256 номеров журналов. В штате ЛОССХ числились библиотекарь с окладом в 200 руб. и зав. библиотекой с окладом 250 руб. и хлебной надбавкой у обоих в 16 процентов.

Обратим внимание, что балансовая стоимость всех книг солидной библиотеки, содержавшей редкие и дорогие издания по искусству, примерно равнялась балансовой стоимости … одной пишущей машинки марки «Ремингтон», числящейся за секретариатом издательства ЛОССХ (16,6 тыс. руб.). Впрочем, по данным инвентаризации, эта машинка была вообще самой дорогой инвентарной единицей ЛОССХа. В переводе на современный масштаб цен, её стоимость сопоставима со стоимостью дорогого автомобиля. Для сравнения стоимость кожаного дивана по ведомости хозинвентаря того же издательства ЛОССХ составляла 1815 руб., французского ковра 5 х 7 метров 1000 руб., шкафа красного дерева 225 руб.

Такой же оклад, как у библиотекаря, был у секретарей четырёх творческих секций Союза и слесаря-водопроводчика. Для сравнения самый высокий оклад был у Председателя правления – 700 руб. плюс хлебная надбавка в 20 процентов. По 600 руб. получали ответственный секретарь правления и главный бухгалтер, бывший одновременно и зав. финансовой частью. Самые низкие оклады были у двух швейцаров, стоявших у парадного входа с улицы Герцена и двух гардеробщиков (по 87 руб.), у трёх пожарников, а также шести официанток и одиннадцати чернорабочих (100 и 103 руб. соответственно), с 20% хлебной надбавкой у всех.




Н. Э. Радлов
Председатель Правления ЛОССХ в 1935-1937 гг.
(портрет написан А. Е. Яковлевым)


Всего в штате ЛОССХ в 1936 году состояло 82 человека при общей численности членов ЛОССХ на начало года немногим более 400 человек. То есть за счёт каждых пяти художников содержалась одна штатная единица. Нагрузка большая. Для сравнения годом ранее штат ЛОССХ насчитывал всего 37 единиц. Такое резкое увеличение штатов было вызвано в первую очередь организацией при ЛОССХ закрытой столовой-ресторана, а также освобождением субарендаторами помещений бывшего Общества поощрения художеств по улице Герцена, 38 и передачей его Союзу для размещения там Правления, издательства ЛОССХ, постоянной выставки, библиотеки, кооператива ИЗО и прочих служб, что потребовало привлечения дополнительного обслуживающего персонала.

Основное увеличение штатов было связано с организацией столовой-ресторана (целых 24 новые штатные единицы) и расширением административно-хозяйственной части на 12 единиц. Оклад зав. столовой составлял 400 руб., повара 450 руб., двух буфетчиц по 161 руб., кладовщика 150 руб., шести официанток по 103 руб. Плюс 16-ти процентная хлебная надбавка к окладу у каждого.

Что представляла собой покупательная способность этих денег? Частично о ней можно судить в сравнении с ценами на некоторые продовольственные и промышленные товары. Так, по инвентаризационным ведомостям на начало 1937 года значилось, что для нужд столовой-ресторана закупались картофель, брюква и капуста квашенная по 35 коп. за кило, крупа гречневая по 4 руб. 40 коп. за кило, крупа манная по 4 руб. 60 коп., перловая по 2 руб. 47 коп. и пшённая по 2 руб. за кило. Вермишель закупалась по 3 руб. 60 коп. за кило, масло растительное по 13 руб. 50 коп, масло сливочное и масло русское по 18 руб. 50 коп. за кило. Мука по 2 руб. 70 коп., лук репчатый по 1 руб. 50 коп., мясо по 9 руб. 48 коп., рис по 6 руб. 50коп., сахарный песок по 3 руб. 80 коп., огурцы солёные по 2 руб. 20 коп., соль по 13 коп., яблоки по 5 руб. 20 коп., сельдь по 6 руб. 40 коп. за кило. Яйцо закупалось по 71 коп. за десяток.

Туфли женские парусиновые стоили 21 руб., галоши-боты 23 руб. за пару. Халат хлопчатобумажный стоил 20 руб., мыло хозяйственное 1 руб. 40 коп. за кило, свечка 61 коп., лампочка электрическая 25 ватт 67 коп., 100 ватт 1 руб. 75 коп., карандаш простой 10 коп., одеяло суконное 25 руб., чайник эмалированный 34 руб., лампа настольная 15 руб., стул с мягким сиденьем 17 руб.

Общий фонд зарплаты штатного персонала ЛОССХ на 1936 год составил 227 тыс. руб. при общей смете расходов в 1 млн. 580 тыс. руб. Фонд зарплаты не являлся крупнейшей статьёй расходов. Главной статьёй расходов сметы в 825 тыс. руб. были т. н. «операционные расходы». За ними скрывались такие разные траты, как, например, оплата расходов, связанных со сбором художниками материалов и выполнением эскизов к произведениям, по которым ими были заключены договора к юбилейной выставке 1937 года (380 тыс. руб.). Сюда же включались загадочные расходы на «систематическую работу по повышению квалификации молодых художников» (100 тыс. руб.). Можно предположить, что за эти деньги проводились лекции и мастер-классы для молодых художников. В эту же статью включались расходы на оборонно-массовую работу с художниками (агитация и пропаганда марксизма-ленинизма, оборонно-физкультурная и интернациональная работа с художниками) в размере ещё 60 тыс. руб. Также в эту статью входили расходы на оплату натурщиков, лекторов, консультантов, посещение мастерских и т.п. в сумме ещё 100 тыс. руб.

При изучении сметы складывается впечатление, что перечисленные траты по статье «операционные расходы» частично были нужны только для оправдания испрашиваемой значительной суммы и на практике не позволяли обеспечить контроль за целевым использованием средств. Некоторые из перечисленных расходов откровенно дублировали друг друга.

Так, отдельными позициями в этой же статье были заложены расходы на вечерние курсы для самодеятельных художников (75 тыс. руб.), на организацию общегородских конференций и дискуссий по вопросам советского изобразительного искусства (30 тыс. руб.), на стипендии и премии (20 тыс. руб.), на представительские расходы по приёму и отправке делегаций, юбилеи, встречи (50 тыс. руб.). Спецфонд в распоряжении председателя Правления был предусмотрен в размере 10 тыс. руб.

Обращает на себя внимание, что заложенные в данной статье расходы, составлявшие до 60% всех расходов бюджета ЛОССХ, допускали возможность нецелевого использования, что создавало условия для перераспределения средств в корыстных целях и в узкогрупповых интересах. В любом случае львиная доля этих денег в итоге составила дополнительный доход для части членов ЛОССХ.

На этом фоне весьма скромной статьёй были расходы на улучшение быта членов ЛОССХ в размере 63 тыс. руб. Из них 14 тыс. руб. выделялись на ремонт летней базы отдыха художников в посёлке Рошаля, переданной ЛОССХ в 1935 году, и ещё 20 тыс. руб. на социально-бытовое обслуживание 82 человек из числа штатных работников ЛОССХ.

Наконец, на освоение освободившихся после субарендаторов помещений ЛОССХ сметой выделялось 340 тыс. руб. Эти деньги шли на перепланировку помещений, их ремонт, оборудование и обстановку.




Н. И. Костров.
Автопортрет. 1936


Итого в части расходов на 1936 год бюджет ЛОССХ был свёрстан в сумме 1 млн. 580 тыс. руб. За счёт каких же источников предусматривалось покрывать предстоящие расходы? Например, членские взносы, составлявшие около 30 руб. в год, позволяли привлечь всего 14 тыс. руб., что составляло менее 1% всех необходимых доходов бюджета. Для сравнения валовой доход по столовой-ресторану предусматривался в размере 75 тыс. руб. Примерно по 100 тыс. руб. дохода предусматривалось получить от субарендаторов за пользование помещениями, а также от использования выставочного зала. Но основные поступления в бюджет давали отчисления от реализации печатной продукции, выпущенной кооперативом ИЗО и издательством ЛОССХ, и, прежде всего, от печати портретов вождей, писателей и репродукций картин современных художников. Общая сумма таких отчислений и дотаций составила 355 тыс. руб.

Таким образом, собственных доходов, включая отчисления и дотации от кооператива ИЗО и издательской деятельности, едва набиралось на 740 тыс. руб. Остальная часть средств на покрытие дефицитного бюджета в размере 840 тыс. руб. испрашивалась от Ленсовета из Местного бюджета города.

Какие же расходные статьи бюджета ЛОССХ предполагалось дотировать из бюджета города? Таких статей по нашему мнению было две. Во-первых, на ремонт помещений бывшего здания Общества поощрения художеств, освобождённых субарендаторами. На эти цели, как уже отмечалось выше, в 1936 году было запланировано истратить 340 тыс. руб. Во-вторых, на т.н. «операционные расходы» в части покрытия расходов, связанных со сбором художниками материалов и выполнением эскизов к произведениям, по которым были заключены договора к юбилейной выставке 1937 года (380 тыс. руб.). В сумме эти две позиции тянули на 720 тыс. руб. Ещё 120 тыс. руб. городских дотаций предполагалось направить в обеспечение прочих «операционных расходов».

Нужно ли эту ситуацию понимать так, что с первых лет существования ЛОССХ прочно «подсел» на иглу государственных дотаций, и что именно это, а не партийные постановления и «соцреализмы» сделали этот творческий союз полностью зависимым от государства и его политической линии?




В. В. Купцов
АНТ-20 "Максим Горький". 1934


Нет, так понимать эту ситуацию было бы неверно. То, что лежит «на поверхности», мы приняли бы в этом случае за суть явления и совершили бы ошибку. Работа художника над большим договорным произведением занимает не менее года, а зачастую и несколько лет. Понятно, что она не может оплачиваться единовременно после её завершения и экспонирования на выставке. В таком случае художнику и его семье просто не на что было бы жить. Поэтому договорами предусматривалась поэтапная выплата. Договора на создание произведений к юбилейным выставкам заключали разные организации, как центральные, так и местные. Эта система год от года менялась и зависела от многих факторов. В дальнейшем средства на создание договорных работ к крупным выставкам выделялись Комитетом по делам искусств не непосредственно ЛОССХ, а таким кооперативным товариществам, как ЛенИЗО, Всекохудожник, отделению Художественного фонда. Аналогично действовал и комитет по культуре Ленсовета.

Кроме того, проведение юбилейных торжеств требовало привлечения художников ЛОССХ не только к созданию тематических произведений, но и к выполнению разнообразных оформительских работ, связанных с праздничным убранством улиц, площадей и зданий и проведением различных мероприятий. Поэтому имевшие место дотации из городского бюджета, с учётом невысоких цен на создаваемые произведения, несмотря на кажущуюся значительность, могли лишь в минимальном объёме компенсировать труд художников.

Другое дело, что подобная система «контрактации» не отличалась прозрачностью и не обеспечивала открытого и справедливого распределения заказов между исполнителями, создавая превилегерованные условия для узкого круга. Но чем в этом отношении ЛОССХ или МОСХ были хуже других подобных организаций, использовавших государственные или спонсорские деньги, как до революции, так и после распада СССР?

Отдельно нужно сказать о таком важном самостоятельном хозяйственном подразделении, как издательство Ленинградского областного Союза советских художников. Планом 1936 года предусматривался выпуск 93 наименований печатной продукции общим тиражом 1 млн. 795 тыс. экз. на сумму в 2 млн. 505 тыс. руб.




А. С. Ведерников
Тучков мост. 1935


В 1935 году общий тираж печатной продукции превысил 2 млн. 100 тыс. экз. В качестве авторского гонорара художникам и искусствоведам было выплачено 154 тыс. руб. Основную часть этих денег составил авторский гонорар за «изопродукцию» – типографские и литографские портреты вождей, писателей и картины современных советских художников, выпущенных общим тиражом около 2 млн. экз.

Так, планом 1936 года предусматривался выпуск 100 тыс. тиражом литографированных портретов И. Сталина, Л. Кагановича, С. Орджоникидзе, М. Фрунзе работы И. Бродского. Этого же автора предусматривалось издать тиражом в 50 тыс. экз. типографским способом в цвете портреты А. Пушкина за работой, а также И. Сталина, В. Молотова, Л. Когановича, С. Орджоникидзе. Тиражами в 30 тыс. экз. и в меньшем формате планировалось издание портретов и картин с вождями таких художников, как М. Чепцов, В. Серов, А. Самохвалов.Г. Веселов, Г. Бобровский и других.

Среди книжной продукции, стоявшей в плане издательства на 1936 год, следует назвать такие шедевры графического искусства, как «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина с иллюстрациями А. Самохвалова и предисловием А. Горького (Гран-при международной Парижской выставки 1937 года) и «Кола Бриньон» Р. Ролана с иллюстрациями А. Кибрика и предисловием автора. В плане 1935 года стояли «Автомонография» К. Малевича и «Русская школа в рисунках» Н. Пунина, к сожалению так и не осуществлённые.

Выпуском малотиражной продукции (автолитографий, офортов, ксилографий) занималась графическая мастерская издательства. Планом 1936 года предусматривался выпуск 44 наименований номинальной стоимостью 172 тыс. руб.

В целом после образования ЛОССХ к 1936 году сложилась система, которая урегулировала основные финансовые потоки в сфере изобразительного искусства. Это позволяло планировать работу над договорными произведениями на несколько лет вперёд, более равномерно распределять нагрузку между художниками, а тем в свою очередь планировать распределение своего времени между заказом и творческими работами.

Концентрация финансовых и организационных ресурсов позволяла приступить к решению масштабных задач по улучшению материальных и социально-бытовых условий жизни и труда художников. Через систему договорных отношений и посреднических организаций их труд оказался вовлечённым в общую систему народнохозяйственного планирования сферы культуры и искусства. К сожалению, приближавшаяся война нарушила эти планы, отодвинув решение многих задач на годы и десятилетия.


Источники

- Годовой баланс издательства ЛОССХ за 1935 год.
- Смета административно-хозяйственных расходов и планы ЛОССХ на 1936 год.
- Годовой баланс ЛОССХ за 1936 год.
- Л. Конова. Санкт-Петербургский Союз художников. Краткая хроника 1932-2009. Первая часть. 1932-1945 // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 16. СПб., 2009. С.71-79.




Copyright: С. В. Иванов, 2012.

Все права защищены.

При перепечатке ссылка обязательна.




Главная        Статьи       Контакты